Теория
              Начальная
Введение
Рынок и рыночные отношения
Теория спроса и предложения
Конкуренция и монополия
Материально-техническая база предприятия
Прибыль
Издержки производства и рентабельность
Роль цен в рыночной экономике
Финансовый анализ предприятия
Практические задания
Теория спроса и предложения
Материально-техническая база предприятия
Прибыль
Издержки производства
Методы расчета основных показателей работы предприятия
Проверочные тесты

ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Закон спроса

Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.
На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше подуктов, если их цена снизится, и наоборот.
Например, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться, как показано в шкале спроса.

Шкала спроса
Цена 1 кг яблок
(руб.)
Продано
(тонн)
200 2
150 4
130 6
100 9
80 15
50 25

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данныйпериод. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь цены и спроса.
Закон спроса выражает следуюшую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F - показатель количественной зависисмости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.


Кривая спроса (по цене)


Кривая спроса

Кривая С1-С2 на графике показывает, как при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
Важно учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители), т.е. два товара, имеющие одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).
Степень количественного изменения спроса в ответ наизменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса ("чувствительность " его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс):



Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении цены автомашины на 1% объем продаж снижается на 2%. В этом случае:



Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют различные знаки.
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.


Закон предложения

Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать по алтернативным ценам. На предложение влияют несколько факторов:
  • число продавцов на рынке;
  • различия в технологичеких методах изготовления одноименных товаров (более технологичные изделия пользуются предпочтением потребителей);
  • цены на продаваемые продукты, субституты и другие виды изделий.

  • На рынке обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен:
    1. цену, ниже которой никто не стал бы продавать;
    2. цены, по которым никто из них не откажется реализовывать продукт.

    Например, на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать, как показано в шкале предложения.

    Шкала предложения
    Цена 1 кг яблок
    (руб.)
    Продавцы готовы
    продать(тонн)
    200 25
    150 15
    130 9
    100 6
    80 4
    50 2

    Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.
    Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.


    Кривая предложения (по цене)

    Кривая предложения

    Кривая П1-П2 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продаж, и наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.
    Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичночтью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой эгото изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):



    Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что цена на жевательную резинку повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10%. В этом случае коэффициент эластичности

    Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же по сравнению со спросом, предложение более инертно. Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров.

    Зависимость спроса и предложения от рыночной цены проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Имеется два варианта такого регулирования.
    Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой стороны, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода).
    Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).
    Но существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения. Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот (при уменьшении спроса снижается цена). Во-вторых, чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот (с сокращением объема предложения цена увеличивается).


    Равновесная цена

    Установление равновесной цены

    Установление рановесной цены

    Точка Р на графике - равновесная цена, свидетельствующая, что цена продавцов (по которой им выгодно торговать), совпадает с ценой покупателей (которая устраивает последних).
    Если спроецировать равновесную точку на ось абсцисс, то мы обнаружим равновесное копичество (Кр), характеризующее количественное совпадение спроса и предложения.
    Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

    1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.
    2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезнотей.
    3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме доходов населения), ни дифицита (нехватки) благ.

    За пределами равновесной цены и равновесного количества на рынке существуют две зоны, которые свидетельствуют об определенном неблагополучии в отношении экономического положения либо продавцов, либо покупателей.
    Одна зона (на графике она занимает пространство, заштрихованное красным цветом или С2 - Р - П2) - зона избытка товаров: здесь предложение блога со стороны продавцов превышает покупательский спрос.Такое относительное товарное обилие может быть результатом не только излишнего производства изделий, но и следствием непомерного вздувания цен, невысокого качества продуктов, нехватки денег у населения при неудовлетворенных потребностях или каких-либо других обстоятельств. Когда возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, то при определенных условиях может возникнуть кризис перепроизводства. Выходом из такой ситуации может быть, например, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).
    Другая зона (на графике: синим цветом или П1 - Р - С1) - зона дефицита товаров: здесь величина спроса превышает количество предлагаемых товаров. Нехватка продуктов образуется по разным причинам:

    1. выпускается мало изделий высокого качества, пользующихся повышенным спросом;
    2. цены искусственно снижают (ниже стоимости или равновесной цены), что ведет к расширению покупательского спроса;
    3. денежные доходы населения возрастают быстрее, чем расширяется производство.

    Постоянный дефицит товаров может при определенных условиях перерасти в кризис недоприозводства. Рынок реагирует на товарный дефицит прямым или скрытым ростом цен. Одновременно увеличивается спекуляция - скупка недостающих вещей по более низким ценам и их перепродажа по более высоким ценам в целях наживы. Выходом из критической ситуации может служить некоторое уменьшение роста денежных доходов населения, увеличение производства пользующихся спросом товаров или повышение рыночных цен на эти продукты.

    Практическая работа: Теория спроса и предложения
    Коэффициент эластичности:
    Коэффициент эластичности

    Процентное изменение спроса

    Процентное изменение цены

    Изменение спроса:   С = С2 - С1
    Изменение цены:     Ц = Ц2 - Ц1
    Кэ > 1
    - спрос эластичен;
    Кэ < 1 - спрос не эластичен;
    Кэ = 1 - единичная эластичность.

    Цель работы:
    Построение графика спроса и предложения. Расчет коэффициентов эластичности. Определение спроса.
    Ход работы:

    1. Построить в табличном процессоре Excel нижеприведенную таблицу. Составить график спроса и предложения на пшеницу и определить цену равновесия спроса и предложения.
    Цена Спрос Предложение
    5 9 18
    4 10 16
    3 12 12
    2 15 7
    1 20 0
    1. Определить коэффициент эластичночти спроса на автомобиль, обувь и пшеницу, если величина спроса и цена на товар меняется в следующей закономерности:
  • при цене за автомобиль - 200 000 руб, объем продаж составил - 1,5 млн. штук, а при снижении цены до 100 000 руб, объем продаж увеличился до 5 млн.штук.
  • при цене за сапоги - 3 000 руб, объем продаж составил - 50 000 пар, а при снижении цены до 1500 руб, объем продаж увеличился до 100 000 пар.
  • при цене за 1 кг. пшеницы - 4 руб, объем продаж составил - 10 млн. тонн, а при снижении цены до 2 руб. за кг, объем продаж увеличился до 15 млн. тонн.

  • вверх